Vyatka-sputnik.ru

Курсы и образование
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Онлайн обучение юриспруденции

Как «упаковать» онлайн-школу и не нарушить закон. Советы юриста

Нейтрализация правовых угроз, использование интеллектуальной собственности и другие вопросы юридического характера, которые возникают у руководителей онлайн-школ.

26 июля состоялась онлайн-конференция EdMarket Skills Puzzle, информационным партнёром которой выступил Акселератор онлайн-школ Accel. Организаторам мероприятия EdMarket и «Нетология-групп» удалось собрать вместе известных экспертов рынка. Юрист проекта «Фоксфорд» Екатерина Кулакова прояснила вопросы лицензирования и авторского права в сфере онлайн-образования и дала рекомендации, как избежать штрафов. Делимся ключевыми тезисами её выступления.

Вопрос лицензирования и защиты авторских прав имеет много нюансов и касается всего, начиная с договора с клиентом и заканчивая тем, как выглядит ваш лендинг. Многие думают, что лендинг — это только про маркетинг. На самом деле — нет. Это еще и про соблюдение закона.

Новости о блокировках Telegram и прочие активности Роскомнадзора, налог на Google и законодательство об онлайн-кинотеатрах стали яркими маркерами усиления государственного регулирования интернета. Поэтому руководителю, который по кирпичикам собирает образовательный продукт, важно уметь нейтрализовывать правовые угрозы и выстраивать все бизнес-процессы с учетом требований законодательства.

Три ключевых вопроса для каждого руководителя онлайн-продукта:

  • Как позиционировать свой продукт с точки зрения законодательства.Есть два маркера, с помощью которых можно определить, оказываете ли вы образовательные услуги правильно с точки зрения закона. Подлежат ли ваши услуги лицензированию? Ту ли терминологию вы используете, демонстрируя свой продукт аудитории?
  • Правовая упаковка сайта онлайн-продукта. Этот вопрос связан с требованиями закона «О рекламе» и «О персональных данных».
  • Как грамотно использовать чужую интеллектуальную собственность в своих онлайн-продуктах.

Остановимся на каждом вопросе отдельно.

Как правильно позиционировать свой онлайн-продукт

Важно сфокусироваться на двух маркерах:

  1. Понять запрос и потребности целевой аудитории.
  2. Понять, как отвечать на этот запрос, каким будет наполнение вашего продукта.

Потребности и ответы на запросы целевой аудитории могут быть различными. Например, интерес родителей к тому, чтобы их ребенок подготовился к экзаменам. Чтобы его удовлетворить, достаточно провести несколько занятий — и ребенок повысит свой уровень подготовки. Это один запрос и один ответ на него.

Ваша аудитория также может быть заинтересована в прокачке какого-то практического навыка. В этом случае выходом будет мастер-класс или конференция.

Но есть более серьезные истории, когда целевая аудитория, например, хочет освоить новую сферу знаний и по итогам получить документ — диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации. Тогда ответом на запрос целевой аудитории будет оказание образовательных услуг на основе образовательной программы.

Запросов и ответов настолько много, что возникает вопрос: что же из всего этого важно знать руководителю онлайн-школы? Прежде всего нужно исходить из вида предпринимательской деятельности.

Вы юридическое лицо, осуществляющее обучение на основании образовательной программы

Образовательная программа — это совокупность определенных характеристик обучения: тематика, комплекс занятий, которые проводятся в течение определенного периода времени (учебных часов). Они фиксируются в учебных планах, в календарно-тематическом планировании и предполагают определенный итог, результат. Факт достижения этого результата проверяется в ходе итоговой аттестации, по завершению которой выдается диплом о профпереподготовке или удостоверение о повышении квалификации.

Что требуется и на что имеете право:

  • Вы должны получить образовательную лицензию.
  • С точки зрения законодательства вы оказываете образовательные услуги, поэтому при позиционировании продукта вы можете использовать специальную терминологию: «образовательные программы», «учебные планы», «календарно-тематическое планирование», «итоговая аттестация».

Вы действуете в качестве ИП, оказывающего образовательные услуги, у вас есть образовательная программа

Что требуется и на что имеете право:

  • Можете использовать образовательную терминологию.
  • Если не привлекаете других преподавателей к оказанию образовательных услуг, лицензия не требуется.
  • Если привлекаете других педагогов, то образовательная лицензия понадобится.

Вы юрлицо или ИП, у которого нет потребности делать образовательную программу

Ваша целевая аудитория заинтересована в другом. Вы проводите мастер-классы, конференции, точечные практические занятия. Но у вас нет образовательной программы и поэтому вы не оказываете образовательные услуги.

Что требуется и на что имеете право:

  • Лицензия не нужна.
  • Вы не имеете права использовать образовательную терминологию, позиционировать свой продукт как образовательную услугу.

В противном случае есть риск попасть под санкции надзорных органов, в частности Роспотребнадзора, который может посчитать, что вы вводите потребителей в заблуждение. Также могут появиться требования у надзорных органов в сфере образования, которые обратят внимание на то, что вы оказываете образовательные услуги без лицензии. За это грозит штраф.

Как упаковать сайт онлайн-продукта

Во-первых, нужно соблюдать закон «О рекламе». Если вы на лендинге собираете адреса электронной почты или телефоны потенциальных клиентов, чтобы в дальнейшем рассылать по ним рекламу, то на это вам нужно получить у них согласие.

Все хотят называть свой продукт «самым лучшим», «самым уникальным» и говорить, что у них «самые лучшие преподаватели». Но такое позиционирование может вызвать негативные последствия. Например, претензии со стороны ФАС.

Помните о том, что нельзя говорить о «самом выдающемся» продукте без предоставления каких-либо подтверждений. Подтверждение уникальных качеств продукта — это исследования, опросы, рейтинги и т.д.

Читать еще:  Онлайн обучение английскому языку 4 класс

Во-вторых, важно соблюдать законодательство о персональных данных.Сейчас это тренд, который продвигает Роскомнадзор. В Евросоюзе также вышло несколько законов по этому вопросу. Поэтому на лендинге нужно соблюсти хотя бы минимальные требования.

Если вы собираете персональные данные ваших потенциальных клиентов, вам нужно запрашивать у них согласие на обработку персональных данных. Что такое персональные данные? На самом деле все, что угодно: ФИО, адрес электронной почты, телефон, возраст и т.д. Все это по отдельности и в совокупности — персональные данные, и на их обработку нужно получать согласие клиентов.

Кроме того, на вашем сайте должна быть выложена политика обработки персональных данных или политика конфиденциальности. В ней фиксируется, какие персональные данные вы обрабатываете, на каких условиях.

Как правомерно использовать чужую интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность — это все, что создано творческим трудом человека: тексты, видеоролики, музыка, компьютерная графика, рисунки и т.д. На нее распространяются определенные права:

Человек, который создал объект интеллектуальной собственности, имеет право называться автором произведения. Это право является неотчуждаемым, его нельзя передать никому другому, оно принадлежит создателю произведения.

Они дают возможность использовать объект интеллектуальной собственности различными способами: публиковать, размещать в рекламе, включать в свои видеоролики и т.д. В частности, исключительные права подразумевают возможность передачи всех прав на объект интеллектуальной собственности третьим лицам.

Правообладатель — это то лицо, которое обладает всем объемом прав на объект интеллектуальной собственности. Изначально им является создатель произведения. Он может передавать права третьим лицам, распоряжаться такими правами.

Если вы хотите использовать чужую интеллектуальную собственность, вам важно определить, какими способами правообладатель разрешил третьим лицам ее использовать. Для этого нужно ознакомиться с некоторыми юридическими документами, которые чаще всего скрываются под названиями «свободная лицензия», «лицензионное соглашение», «оферта». Такая информация также может быть размещена на сайте — о том, что автор разрешает всем третьим лицам использовать, например, фотографии, выложенные на этот сайт, но с указанием имени автора.

Имейте в виду, что, если вам не запретили использовать интеллектуальную собственность, если в документах (в свободной лицензии, лицензионном соглашении или оферте) вы не нашли ярко выраженного запрета, это еще не значит, что вам разрешили использовать эту интеллектуальную собственность.

Имеет смысл обратиться к правообладателю интеллектуальной собственности и запросить у него согласие на использование интеллектуальной собственности, если:

  • в правовых документах вы не нашли того способа использования, в котором заинтересованы;
  • если вы вообще не нашли никакой информации о том, каким образом можно использовать произведение.

Как оформляется разрешение? Чаще всего для этого используется лицензионное соглашение, в котором прописываются те способы, которыми разрешено использовать объект интеллектуальной собственности, и сроки, в которые это можно делать.

Кроме этой общей процедуры есть еще два инструмента:

  1. Цитирование. Цитировать объект интеллектуальной собственности (текст, видеоролик) можно лишь в том случае, если вы используете только его фрагмент. При этом вы должны обязательно указать автора произведения и место, где оно было опубликовано. Важно, чтобы это произведение было опубликовано — находилось в открытом доступе (например, выложено на сайте).
  2. Использование интеллектуальной собственности образовательными организациями в некоммерческих целях. Например, для проведения экзаменов, аудиторных занятий или самостоятельной подготовки.

Онлайн обучение юриспруденции

Совладелец и сооснователь Юридической компании URVISTA, руководитель направления онлайн-образования для юристов и эксперт онлайн-школы

Совладелец и Генеральный директор Юридической компании URVISTA, эксперт онлайн-школы

Совладелец и сооснователь Юридической компании URVISTA, руководитель направления онлайн-образования для бизнеса и эксперт онлайн-школы

Руководитель Адвокатского бюро и отдела «Оформление недвижимости» Юридической компании URVISTA, эксперт онлайн-школы

Адвокат Адвокатского бюро Юридической компании URVISTA, эксперт онлайн-школы

Руководитель отдела «Регистрация бизнеса» Юридической компании URVISTA, эксперт онлайн-школы

Зам. руководителя отдела «Бухгалтерское сопровождение» Юридической компании URVISTA, эксперт онлайн-школы

Краткая биография:
С 2018 года до настоящего времени — эксперт по правовым вопросам МГО «ОПОРА РОССИИ», телеканалов: РБК, МИР ТВ, Россия 1, — а также Радиостанций: Авторадио, Москва24, Москва.ФМ и др.
С 2017 года до настоящего времени — стажировка в качестве Арбитражного управляющего.
С 2009 года – в числе основателей системы сертификации «Единый Стандарт».
С 2008 года до настоящего времени – должность заместителя генерального директора Юридической компании URVISTA.
С 2005 года — в числе основателей Юридической компании URVISTA.

Основная деятельность:

  1. Руководитель отдела Оформление недвижимости и Адвокатского бюро Юридической компании URVIST
  2. Эксперт по правовым вопросам МГО «ОПОРА РОССИИ», телеканалов: РБК, МИР ТВ, — а также Радиостанций: Бизнес.ФМ, Радио Коммерсант, Авторадио, Москва24, Москва.ФМ и др. Интервью можно посмотреть на сайте компании — URVISTA


Стаж в юридической профессии:

c 2005 года.

Краткая биография:
С 2017 года до настоящего времени — эксперт по правовым вопросам МГО «ОПОРА РОССИИ»
С 2017 года до настоящего времени — эксперт по правовым вопросам «Авторадио»
С 2017 года до настоящего времени — эксперт по правовым вопросам радиопередачи «Совет безопасности» радиостанции Москва24
C 2017 года до настоящего времени — Привлекаемый эксперт по правовым вопросам Телеканала РБК
С 2016 года до настоящего времени — руководитель отдела Оформление недвижимости и Адвокатского бюро Юридической компании URVISTA.
С 2010 до 2015 года — юрист, а затем руководитель юридического отдела аффилированной банковской структуры, занимающейся проблемными активами в области недвижимости.
С 2005 до 2010 года руководитель юридического отдела по вопросам международных транспортных перевозок Первой логистической промышленной компании.
Один из сооснователей межнационального трудового проекта «New Begining» Limited Liability Company

Читать еще:  Английский 8 класс онлайн

Основная деятельность:
Заместитель Генерального директора Юридической компании URVISTA

Стаж в юридической профессии:

c 2005 года.

Краткая биография:
С 2017 года до настоящего времени проходит стажировку в качестве Арбитражного управляющего.
С 2008 года до настоящего времени – занимает должность заместителя генерального директора Юридической компании URVISTA. Входит в состав основателей и высшего руководства Группы компаний URVISTA. Основные обязанности в компании: маркетинг, реклама и PR, финансы и администрирование. Подконтрольные юридические направления: Банкротство и Арбитражное управление, Регистрация бизнеса, Бухгалтерское сопровождение.
С 2009 до 2011 года – в числе основателей компании РБС-Развитие, в 2011 году присоединившейся к Группе компаний URVISTA. Компания занималась регистрацией и сопровождением бизнеса в России и за рубежом, а также Бухгалтерским сопровождением.
C 2006 до 2008 года занимала должность юриста в компании Metropolitan Legal Company. В компании занималась вопросами регистрации бизнеса, внесения изменений, ликвидации и реорганизации. Подготовка документов под ключ, подача и получение зарегистрированных документов.
C 2005 до 2006 года занимала должность помощника юриста в компании ЮРВЕДА. В компании занималась вопросами регистрации бизнеса, внесения изменений, ликвидации и реорганизации. Подготовка документов под ключ, подача и получение зарегистрированных документов.

11 ресурсов для бесплатного образования

Образование всегда будет в цене и откроет для вас кучу возможностей. И вовсе не обязательно тратить на повышение своих навыков большие суммы — есть ресурсы, которые помогут вам сделать это совершенно бесплатно. AdMe.ru собрал 11 сайтов на русском и английском языках, где можно пройти обучение, вложив в него только свое время.

Интуит

Крупнейший российский интернет-университет с возможностью получения высшего и второго высшего образования, а также профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Полноценное обучение платное, но на страницах сайта можно бесплатно прочитать (или прослушать) более 500 курсов по различным областям информатики, физики, математики, экономики и философии. По прохождении образовательных курсов можно бесплатно получить электронный сертификат.

Универсариум

Здесь размещены бесплатные образовательные курсы преподавателей ряда университетов страны, а также российских научных центров. Курсы выполнены по образовательным стандартам и включают видеолекции, домашние задания, тесты, групповую работу и итоговую аттестацию.

Лекториум

Еще один интересный сайт с большим количеством русскоязычных лекций на самые разные темы. Помимо лекций здесь выкладывают видеоматериалы с различных научных конференций.

Twirpx

Внушительная база необходимой для учебы литературы. Здесь действительно можно найти довольно редкие экземпляры. Скачивание доступно за баллы: баллы дарят при регистрации, а потом их можно получить за размещение собственного материала или приобрести за реальные деньги, — но даже при таком раскладе расценки радуют.

Academic Earth

Для тех, кто ладит с английским языком. Сайт со всеми лекциями лучших университетов мира, в частности, MIT, Гарвардского, Принстонского, Стэнфордского, Йельского университетов и других. Чтобы не лазить и не собирать по крупицам лучшее.

Еще один сайт с лекциями ведущих учебных заведений мира. Довольно легко подобрать себе курс по душе, например, пройти обучение в области музыкальной индустрии. Конечно, если английский язык для вас не проблема.

University Of the People

UoPeople — бесплатный университет, однако студентам все же придется оплачивать экзамены в конце каждого курса. Стоимость зависит от места жительства студента. При этом можно попробовать получить грант, так что все же есть возможность обучаться совершенно бесплатно. Чтобы стать студентом университета, необходимо продемонстрировать знание английского языка и иметь хорошее среднее образование.

Расшифровывается как «Technology, Entertainment, Design», что можно вольно перевести на русский как «Наука, Искусство, Культура». Известная конференция, на сцене которой собираются и делятся своими идеями ученые, предприниматели, художники, музыканты, инженеры и многие другие. Практически все видеоролики идут с субтитрами на русском языке.

Школа Яндекса

Здесь размещены лекции Школы анализа данных Яндекса. Главной ее целью является подготовка специалистов — как для самого Яндекса, так и для IT-индустрии в целом — в области обработки и анализа данных и извлечения информации из интернета.

Юробразование онлайн: можно ли стать юристом по интернету

Как любая юридическая карьера начинается с юробразования, так и наш форум начинается с разговора на эту тему, отметил в приветственном слове Михаил Гальперин, уполномоченный РФ при ЕСПЧ и замминистра юстиции РФ. По его словам, базовый вопрос заявленной темы – можно ли стать хорошим юристом, получив образование дистанционным способом?

Онлайн-обучение позволяет решать проблемы расстояний и финансовых затрат, сразу отметила Марта Пертегас, профессор международного частного и транснационального права, которая работает в университетах Маастрихта и Антверпена. Она рассказала, что вузы, в которых она трудится, уже практикуют проведение онлайн-семинаров со студентами из ЮАР. Вместе с этим, новые технологии тоже имеют определенные недостатки. Пертегас сказала, что никто не застрахован от нестабильного интернета: «Ведь надежная связь и технологии все равно связаны с финансовыми ресурсами». Есть ряд университетов, которые могут обеспечить высокий уровень связи, но не это далеко не все вузы, констатировала она.

Читать еще:  Геометрия 9 класс онлайн

Опасения старшей школы и новая роль университетов

Однако не все участники обсуждения позитивно относятся к технологическим новациям в юробразовании. Заслуженный профессор сравнительного правоведения юрфака римского университета Ла Сапиенца, Михаэль Бонелл скептически настроен к новым возможностям. Он признал, что сам далек от полной осведомленности в области всех инноваций, но считает важным вести живой диалог оффлайн между преподавателем и студентами на лекциях. По мнению эксперта, при обучении онлайн можно использовать «сократовский метод». Речь идет о дискуссии, в которой собеседник отвечает на вопросы и высказывает суждения, демонстрируя свои знания или, напротив, неведение по той или иной теме. Но такой способ нельзя считать единственным подходом, подчеркнул эксперт. Одним словом, надо комбинировать различные методы обучения, в которых всегда будет общение преподавателя со студентами, уверен Бонелл.

Еще Цицерон говорил, что нельзя пользоваться только Сократовским методом. Надо сначала проработать теорию, чтобы подготовить аудиторию к более серьезным обсуждениям. При этом преподавателю важно смотреть в глаза студентам, считывать их реакцию и реагировать. Ведь необходимо видеть живой отклик.

Заслуженный профессор сравнительного правоведения юрфака римского университета Ла Сапиенца, Михаэль Бонелл

А президент Бруклинской школы права Николас Аллард в отличие своего коллеги призывал не бояться новых технологий. Он отметил, что цифровизацию юробразования может описать всего одним словом – неизбежность. И с развитием технических возможностей будет появляться все больше удобных инструментов для онлайн-образования: «Речь идет про искусственный интеллект, очки виртуальной реальности, а в скором времени уже и целые комнаты виртуальной реальности».

По словам Алларда, в настоящее время коллеги из других сфер (медицина, архитектуре и другие) чаще и чаще используют новые технологии: «И юршколам, которым порой присущ консерватизм, не надо оставаться в стороне от прогресса». Тем более, именно такой подход привычен ученикам поколения «Z». Для нас эти студенты странные: они фотографируют еду, разговаривают через переписку в соцсетях, находясь в соседних комнатах, но у них в отличие от старшего поколения отлично развиты коммуникационные навыки, подчеркнул президент Бруклинской школы права.

С развитием технологий в образовательном процессе меняется и роль университетов. По словам декана юрфака СПбГУ Сергея Белова, вузы становятся генераторами новых знаний и материалов, а вместе с этим утрачивают монополию на доступ к образовательной информации. Кроме того, сейчас начинают конкурировать между собой не целые институты, а конкретные курсы и ресурсы для получения новых знаний, заметил докладчик.

Изменяются и отношения между университетом и преподавателем. Последний становится более независимым. Вуз теряет контроль за методическим содержанием, но бОльшая свобода накладывает бОльшую ответственность. Одним словом, образование в полной мере превращается в услугу, особенно если мы говорим об онлайн варианте.

Декан юрфака СПбГУ, Сергей Белов

Если раньше траектория образования у студента была в рамках одного университета, то на сегодняшний день это уже не так, подчеркнул Белов. Широчайшие возможности новых технологий дают и уже взрослым специалистам дополнительный стимул к непрерывности образования, уверен он. Но не все так однозначно в обсуждаемой теме, ведь добро и справедливость сложно передавать через онлайн, добавил декан юрфака СПбГУ.

Новые вызовы преподавателям и поиск баланса

Екатерина Тягай, проректор по учебной и методической работе МГЮА поясняла, что преподавателям непросто адаптироваться под новые способы обучения. Лекторам комфортно чувствовать себя главными в аудитории со студентами, контролировать обстановку на занятии, и иметь возможность сделать замечания тем, кто не слушает, говорила докладчик: «В онлайне ведь не скажешь – молодой человек на заднем ряду, не отвлекайтесь». То есть, при дистанционном варианте повышаются требования к преподавателю, уверена она: «Надо преподносить материал студентам так, чтобы они внимательно слушали».

И Тягай подчеркивала, что лекторам не стоит бояться такого перехода в интерактивный формат общения. Мы уже собеседуем по «скайпу» сотрудников при приеме на работу, почему тогда есть какой-то страх перед дистанционным образованием? – задалась вопросом Тягай. Но в погоне за новыми технологиями надо быть аккуратнее и не допускать разбалансировки, предупредила Тягай: «Мы ведь сейчас все такие мультизадачные».

Университеты в будущем будут будут делиться на две группы: те, кто производит курсы, и те, кто потребляет курсы. И, конечно, те университеты, которые хотят быть мощными образовательными кластерами, должны понимать, что делать контент и определять, чему будут учиться студенты, важнее, чем быть потребителем этого контента.

Екатерина Тягай, проректор по учебной и методической работе МГЮА

В заключение дискуссии Александр Молотников, председатель правления русско-китайского юридического обратил внимание на то, что в обсуждаемой теме важно найти баланс между новыми технологиями и классическим подходом к обучению. Ведь образование – это не услуга, а процесс воспитания, поспорил он с Беловым. И важно подчеркнуть, что никакие экраны не заменят живое общение, резюмировал Молотников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector