Vyatka-sputnik.ru

Курсы и образование
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование паскаль обучение

Знакомство со средой PascalABC

Среда программирования PascalABC используется в качестве начального обучения программированию школьников на языке программирования Паскаль. Среда содержит мощную справочную систему и встроенный задачник с автопроверяемыми заданиями. Это позволит вам быстро научиться писать программы на паскале.

В бесплатной мини-версии задачника доступно 270 заданий по всем основным разделам. Этого вполне достаточно для самостоятельного освоения начального уровня программирования. Скачать паскаль бесплатно версию 3.0 можно здесь . В настоящее время данная версия больше не поддерживается и разработчики работают над PascalABC.Net . Итак, начинаем pascal abc обучение.

Внешний вид интерфейса программы PascalABC

Окно среды программирования выглядит стандартно. В нем присутствует строка меню (1), ниже располагается панель инструментов быстрого доступа (2). Далее расположена рабочая зона редактора кода.

Внешний вид интерфейса программы

Вверху отображены ярлыки открытых файлов с текстами программ (3). Одновременная работа с несколькими текстами значительно упрощает создание программ. Можно копировать и переносить участки кода из одного файла в другой (4).

В режиме выполнения программы можно увидеть зону ввода данных и вывода результатов (5).

Работа с PascalABC

После набора текста программы необходимо выполнить ее сохранение и задать имя. Для этого можно воспользоваться командой Файл-Сохранить как или соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Давайте имя отличное от предлагаемого по умолчанию. Это облегчит вам в дальнейшем поиск нужного кода.

Запуск

Теперь можно запустить программу для проверки ее работы. Команда запуска Программа -Выполнить или кнопкой в виде зеленого треугольника на панели инструментов. Перед запуском выполняется компиляция кода. Если в коде есть ошибки, то появится красная строка с описанием ошибки.

Ошибки в программе

Курсор будет указывать место вероятной ошибки, но это не всегда совпадает с её описанием. Вот, например, на скриншоте выше курсор указывает на переменную Y, но ошибка содержится в строке выше. Там пропущен символ «точка с запятой», который обязательно должен быть по завершению каждой командной строки. После исправления ошибки, снова запускаем выполнение программы.

Остановка

Остановка программы происходит по ее завершению. Но возможны случаи, когда программу необходимо остановить принудительно. Для этого есть кнопка «Стоп» на панели инструментов или команда Программа — Завершить.

Настройка текстового редактора abc паскаль

По умолчанию в редакторе кода задан минимальный размер шрифта. Если вы испытываете дискомфорт при наборе текста, то зайдите в меню Сервис — Настройки редактора. Установите желаемый размер шрифта.

Настройка редактора Pascal ABC

Работа с электронным задачником

Научиться писать программы pascal невозможно без практики. Система автоматического тестирования работы программы для паскаля поможет вам освоить программирование на языке pascal.
Зайдите в меню Сервис — Создать шаблон программы. У вас откроется следующее окно (смотрите ниже)

Здесь нужно написать название группы заданий. Смотрим на список и вписываем нужную группу в точности как она записана в списке окна. После указания имени группы заданий, подсказка поменяется.

Теперь будет указано количество доступных заданий в этой группе или будут перечислены номера конкретных заданий. Вы добавляете номер к названию группы без пробела. Нажимаем кнопку Загрузка. Откроется вкладка с выбранным заданием. В новом файле будет присутствовать автоматически сгенерированный код. Его удалять нельзя.

Теперь для просмотра текста задания нажмем на кнопку запуска программы.

Посмотрите на окно выше. Оно разделено на три части. В первой части дано условие задачи, для которой нужно написать код. Во второй части желтым цветом указаны числа. Это исходные данные, сгенерированные задачником. Они будут прочитаны командой Read. В третьей части отображается результат, который будет получен при выполнении вашей программы. Теперь закрываем окно и дописываем код.

Запускаем на выполнение. Если нет ошибок, то получим окно.

Нужно провести несколько повторных запусков программы, чтобы пройти все тесты. И только после прохождения всех тестов задание получит статус «Задание выполнено!» Теперь можно переходить к выполнению следующего задания.

Программирование паскаль обучение

Наберем простейшую программу, соответствующую условию задачи:

Ввести в компьютер два целых числа, найти их сумму, результат вывести на экран с поясняющим текстом.

Внимание! Две косые черты (//) отделяют комментарии, их набирать не нужно.

program schet; // название программы

uses crt; // подключаемые модули

var x, y, s:integer; // объявление имен переменных и их типа

begin // начало исполнительной части

writeln(‘Введите два целых числа’); // написать на экране текст

readln(x,y); // прочитать данные с клавиатуры и

// запомнить их в переменных

s:=x+y; // выполнить расчет и запомнить его в

writeln(‘Сумма чисел =’,s); // написать на экране текст и значение

Читать еще:  Веб верстка обучение

end. // конец программы

4. Просмотрите текст файла, обратите внимание на стуктуру программы.

Структура простейших программ выглядит следующим образом:

program . ; заголовок программы и ее имя

var . ; блок объявления переменных и их типа

begin начало исполнительной части программы

end. конец программы (точка обязательна)

Программа на Паскале составляется из отдельных законченных элементов, называемых предложениями. В Паскале текст программы обычно начинается особым предложением – заголовком следующего вида:

где proba – имя текущей программы.

В качестве имени программы можно применять комбинацию английских букв и цифр, следует писать в одно слово и нельзя применять служебные слова языка.

Каждое предложение языка должно отделяться от следующего за ним точкой с запятой ( ; ).

Исключение составляют комментарии. Они не отделяются точкой с запятой.

Обычно каждое предложение записывается с новой строки для наглядности и более легкого понимания текста. Для этих же целей используют отступы и выравнивания.

Комментарии предназначены для пояснения задачи и для временного исключения из текста программы некоторых операторов. В тексте они выделяются фигурными скобками < >или отделяются двумя косыми чертами //. Комментарии игнорируются компьютером при выполнении, однако при выводе текста программы – печатаются.

В Паскале имеется особая группа слов, таких как, например: begin, for, end, program и другие, за которыми закреплены специальные смысловые значения. Такие слова называются служебными (зарезервированными) и должны употребляться в строгом соответствии с заложенным в них смыслом.

Существует и другая группа имен, имеющих стандартно определенный смысл, например, integer, writeln и другие. Их так и называют – стандартные или предопределенные имена.

Под именем программы располагается ее декларативная часть, здесь компьютеру сообщается обо всех именах констант и переменных, определяемых программистом, и о той роли, которую эти имена должны исполнять в программе.

За декларативной частью следует исполнительная часть программы, обрамляемая словами-ограничителями (логическими скобками): begin и end. Между указанной парой слов и размещаются предложения, выполняющие в программе те или иные действия. Исполнительную часть программы называют телом программы.

5. Запустите набранную программу на выполнение. Если после запуска программы внизу окна появляется красная строчка с сообщением (рисунок см. ниже), то в строке, где находится курсор или в предыдущей (но не всегда, это зависит от ошибки!), внимательно просмотрите всю строчку, найдите и исправьте ошибку. Если сами не справитесь, позовите учителя.

Пример ошибки, обнаруженной Паскаль АВС:

6. После исправления всех ошибок и появления в новом окне начала работы программы, введите нужные данные (если в программе подразумевается ввод нескольких переменных, то это следует делать через Enter или пробел!), получите результат работы и проверьте его на правильность. Так как текст программы и ее работа показываются в разных окнах (если подключен модуль Crt), можно сопоставить программные строки и ее выполнение.

Пример работы программы

7. Сохраните набранную программу в своей папке.

8. Разберитесь с работой программы и измените ее так, чтобы она вычисляла не сумму, а разность чисел. Проверьте правильность работы измененной программы. Сохраните программу под новым именем в своей папке.

Программирование паскаль обучение

Наберем простейшую программу, соответствующую условию задачи:

Ввести в компьютер два целых числа, найти их сумму, результат вывести на экран с поясняющим текстом.

Внимание! Две косые черты (//) отделяют комментарии, их набирать не нужно.

program schet; // название программы

uses crt; // подключаемые модули

var x, y, s:integer; // объявление имен переменных и их типа

begin // начало исполнительной части

writeln(‘Введите два целых числа’); // написать на экране текст

readln(x,y); // прочитать данные с клавиатуры и

// запомнить их в переменных

s:=x+y; // выполнить расчет и запомнить его в

writeln(‘Сумма чисел =’,s); // написать на экране текст и значение

end. // конец программы

4. Просмотрите текст файла, обратите внимание на стуктуру программы.

Структура простейших программ выглядит следующим образом:

program . ; заголовок программы и ее имя

var . ; блок объявления переменных и их типа

begin начало исполнительной части программы

end. конец программы (точка обязательна)

Программа на Паскале составляется из отдельных законченных элементов, называемых предложениями. В Паскале текст программы обычно начинается особым предложением – заголовком следующего вида:

где proba – имя текущей программы.

В качестве имени программы можно применять комбинацию английских букв и цифр, следует писать в одно слово и нельзя применять служебные слова языка.

Каждое предложение языка должно отделяться от следующего за ним точкой с запятой ( ; ).

Исключение составляют комментарии. Они не отделяются точкой с запятой.

Обычно каждое предложение записывается с новой строки для наглядности и более легкого понимания текста. Для этих же целей используют отступы и выравнивания.

Читать еще:  Pascal язык программирования обучение с нуля самостоятельно

Комментарии предназначены для пояснения задачи и для временного исключения из текста программы некоторых операторов. В тексте они выделяются фигурными скобками < >или отделяются двумя косыми чертами //. Комментарии игнорируются компьютером при выполнении, однако при выводе текста программы – печатаются.

В Паскале имеется особая группа слов, таких как, например: begin, for, end, program и другие, за которыми закреплены специальные смысловые значения. Такие слова называются служебными (зарезервированными) и должны употребляться в строгом соответствии с заложенным в них смыслом.

Существует и другая группа имен, имеющих стандартно определенный смысл, например, integer, writeln и другие. Их так и называют – стандартные или предопределенные имена.

Под именем программы располагается ее декларативная часть, здесь компьютеру сообщается обо всех именах констант и переменных, определяемых программистом, и о той роли, которую эти имена должны исполнять в программе.

За декларативной частью следует исполнительная часть программы, обрамляемая словами-ограничителями (логическими скобками): begin и end. Между указанной парой слов и размещаются предложения, выполняющие в программе те или иные действия. Исполнительную часть программы называют телом программы.

5. Запустите набранную программу на выполнение. Если после запуска программы внизу окна появляется красная строчка с сообщением (рисунок см. ниже), то в строке, где находится курсор или в предыдущей (но не всегда, это зависит от ошибки!), внимательно просмотрите всю строчку, найдите и исправьте ошибку. Если сами не справитесь, позовите учителя.

Пример ошибки, обнаруженной Паскаль АВС:

6. После исправления всех ошибок и появления в новом окне начала работы программы, введите нужные данные (если в программе подразумевается ввод нескольких переменных, то это следует делать через Enter или пробел!), получите результат работы и проверьте его на правильность. Так как текст программы и ее работа показываются в разных окнах (если подключен модуль Crt), можно сопоставить программные строки и ее выполнение.

Пример работы программы

7. Сохраните набранную программу в своей папке.

8. Разберитесь с работой программы и измените ее так, чтобы она вычисляла не сумму, а разность чисел. Проверьте правильность работы измененной программы. Сохраните программу под новым именем в своей папке.

Методическое пособие. Изучаем Паскаль в школе.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

История возникновения языка программирования Паскаль

Паскаль был разработан в 1979 году швейцарским математиком Николаусом Виртом в качестве учебного языка программирования. Вирт назвал его в честь французского ученого Блеза Паскаля, изобретателя счетной машины.

В 1980 году была впервые выпущена среда для программироания Турбо Паскаль . Эта среда интегрирует в себе: компилятор с языка Паскаль, текстовый редактор для редактирования кода программ, а так же средства отладки программ.

В 1995 году был разработан язык программирования Delphi , представляющий собой визуальную версию языка Паскаль.

Структура программы языка Паскаль

Программа на языке Паскаль имеет вид:

[необязательный оператор USES];

[имя] — программы может содержать до 8 символов, состоящих из латинских букв и цифр (должно начинаться с буквы и не содержать пробела).

[Необязательные операторы USES] — указывает какие модули входят в программу.

[раздел описания] — указывает какие процедуры и функции, переменные, метки будут использованы в программе.

BEGIN — ключевое слово, указывающее, что за ним следует текст программы.

[команды] — команды языка программирования.

END. — указывает на окончание программы.

Команды заканчиваются символом ‘ ; ‘ — этот символ показывает окончание одной команды и начало следующей.
Команды могут содержать произвольное количество пробелов, а так же могут быть разделены на несколько экранных строк и наоборот — несколько команд может быть в одной строке. В принципе вся программа на языке Pascal может быть записана в одну экранную строку.

USES Crt ; <подключение графического модуля, необязательные операторы USES,.>

Var x,y, c : integer ;

Clrscr ; (очистка экрана)

Пример 1.2 (та же программа, записанная в 5 строк, а не в 8):

USES Crt; Var x,y,c:integer;

Примечание: оператор PROGRAM [имя] можно вообще не писать, на работу программы он не влияет.

Комментарии в программе

Комментарии используются для пояснения некоторых участков кода программы.

Комментарии игнорируются компилятором и поэтому не влияют на выполнение программы.

Для записи комментария используют символы:

Этапы создания компьютерной программы.

Запуск среды Turbo Pascal

Работа в окне редактирования Edit .

Сохранение программы в файле.

Запуск компилятора Compile ( Alt + C ).

Выполнение программы Run ( Alt + R )

Просмотр результатов работы программы Alt + F 5.

Читать еще:  Веб программирование обучение бесплатно

Выход из среды Turbo Pascal Alt + X .

Комбинации клавиш для работы с буфером обмена

Данный раздел описания обозначается ключевм словом Var, за которым через точку с запятой перечисляются

Пример описания переменных:

Var c , d , e : Integer ;< описание целых чисел>

Var a , b : real ;< описание вещественных чисел>

Примечание: в разделе описания переменных, переменным можно задавать начальное значение (с: integer =160;). Переменные одинакового типа записываются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип (c, d, e: Integer;).

Write вывод на экран, текст заключается в апострофы

Writeln вывод на экран с переводом курсора в следующую строку.

Например: Writeln (‘Привет’)

Read ввод числа с клавиатуры

Readln ввод числа с клавиатуры с переводом курсора в следующую строку.

Clrscr (очистка экрана при подключении модуля Crt )

Abs (х) вычисляет абсолютное значение аргумента х, то есть модуль х.

Sqr (х) возводит в квадрат аргумент х.

Sqrt (х) – вычисление квадратного корня.

DIV деление нацело, ( C := A div B )

Mod остаток от деления ( C := A MOD B )

Описание: Cos ( x ) (х: real )
Примечания: Параметр x является выражением вещественного типа.

Результатом будет косинус x.

Предполагается, что это значение задает угол в радианах, т.е. x — это радианы, а не градусы.

Назначение: Возвращает синус аргумента.

Функция Trunc ( x ) –возвращает целую часть числа Х, т.е. отбрасывает дробную часть.

Функция Round ( x ) – округляет до ближайщего целого.

Sqrt, sin, cos, Arctan

Форматы записи вещественных переменных

Переменные вещественного типа выдаются на экран в особой экспоненциальной форме.

Числа с десятичной точкой могут записываться в двух формах:

1.Обычная форма. 2,7 записывается как 2.7

2. Запись с экспонентой: число представляется в виде мантиссы, т.е. дробной части, умноженной на 10 в некоторой степени.

Например: 2700=2,7*10 3 , число 10 записывается в виде буквы Е, а дальше идет величина степени: 2,7Е+3.

Например:0,002=2*10 -3 = 2Е-3

Вывод на экран в обычной форме:

writeln (‘ c =’, c :6:3);Для числа С отводится 6 позиций, 3 позиции после десятичной точки.

Команды ввода и вывода.

Для вывода даных на экран или для записи в файл используют комнды: write (a1, a2, a3) и writeln (a1, a2, a3) . Где a1, a2, a3 — переменные или константы. Также используют эти команды для вывода сообщений: текста или просто симвлов. Эти две команды различны между собой только тем, что после выполнеия команды write курсор не переходит на другую строку, а в команде writeln — переходит.

Пример вывода на экран сообщения:

Для ввода данных используют команды :

read (a1, a2, a3) и readln (a1, a2, a3) . Где a1, a2, a3 — переменные. Эти две команды также различны между собой только тем, что после выполнеия команды read курсор не переходит на другую строку, а в команде readln — переходит.

Пример ввода данных:

Пример . Определить количество сотен, десятков и единиц числа: Х = 324

Оператор условия — if

Условный оператор предназначен для выполнения какого-нибудь действия при выполнении определенного условия.

Условный оператор имеет вид:

if [условие] then [оператор 1] else [оператор 2];

[условие] — некоторое логическое выражение (например: a=5); [оператор 1] — который выполняется только в том случае если [условие] — истинно (верно) [оператор 2] — который выполняется только в том случае если [условие] — ложно (не верно)

Перед else символ ; (точка с запятой) не ставится.

else [оператор 2]; — могут отсутствовать, если в этом нет необходимости.
В таком случае условный оператор принимает вид:

if [условие] then [оператор 1];

Пример. Программа выводит пример 12+16= , а пользователь вводит ответ решения этого примера. А после этого программа проверяет: правильно ли ввел пользователь ответ, если правильно, то пишет «Ответ правильный!».

если ответ введен не верно, то программа напишет «Ответ не верный!»

writeln(‘Решите этот пример и введите ответ:’);

writeln(‘ Ответ правильный !’)

writeln(‘Ответ не верный!’);

Теперь если вы вводите число 18, то пишется «Ответ правильный!», а если другое число, то пишется «Ответ не верный!».

СИМВОЛЬНЫЙ ТИП ДАННЫХ

Символьный тип Char занимает объем памяти равный 1 байту и может принимать только 1 символ из введенной строки.

В таблице кодов коды символов упорядочены. Таким образом для каждого элемента типа Char всегда есть предшествующий и последующий элементы. Такой тип данных называется порядковым.

Тип Char – порядковый тип.

Ord (х) возвращает код символа, занесенного в переменную Х.

Chr ( N ) – возвращает символ по заданному коду

Pred ( X )- возвращает предшествующий элемент относительно значения переменной Х.

Succ ( X ) –возвращает последующий элемент относительно значения переменной Х.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector